Согласно ч. 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещение в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ/ЖСК, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В силу п. 17 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

В соответствии с п. 31 управляющая организация обязана представить собственникам помещений в доме предложение о размере платы за содержание не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В предложении должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание, а если размер платы превышает установленный в муниципалитете тариф, — то обоснование превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества с указанием периодичности их выполнения.

Таким образом, управляющая организация в любом случае обязана предоставить предложения. Если она таковых не делает, то тариф может быть установлен:

• путем выбора тарифа, установленного органом местного самоуправления;
• путем самостоятельного расчета;
• путем проведения экспертизы/оценки – потребуются дополнительные затраты, но некоторые суды признают такой расчет экономически обоснованным (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.02.2022 по делу N 33-2471/2022).

Самый непростой вариант – самостоятельный расчет: он производится каждым домом индивидуально, исходя из плана работ и услуг на год, площади общего имущества, площади жилых помещений, конструктивных особенностей дома. Зачастую сюда «забывают» включить какие-либо работы, предусмотренные минимальным перечнем работ и услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290).

Это потенциально влечет за собой риск признания такого решения недействительным, если заинтересованное лицо (а часто сама управляющая компания) обратится в суд с соответствующим исковым заявлением.

Экономически обоснованным является тариф, который, во-первых, обеспечивает надлежащее содержание всего состава общего имущества, во-вторых, включает все работы их минимального перечня исходя из конструктивных особенностей дома.

Есть практика, когда суд признавал экономически обоснованным установление тарифа по аналогии с другими похожими домами в городе: установление размера таким образом соответствует требованиям, предъявляемым к установлению и принятию тарифов как к домам находящимся в одной климатическо-территориальной зоне с однотипными данными и техническими характеристиками (Апелляционное определение Московского областного суда от 25.02.2019 по делу N 33-6407/2019); по аналогии с предыдущими периодами управления данным домом (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 15.04.2019 по делу N 33-8038/2019)

Источник: МКДЭКСПЕРТ

Leave a comment